**Экологические аспекты строительства и эксплуатации** автомобильных дорог ** **
Одно из важных направлений деятельности человечества в современном мире – строительство и эксплуатация автомобильных дорог. Несмотря на прогресс и развитие науки и техники, такая деятельность по-прежнему связана с определёнными экологическими рисками. В данной статье рассмотрим основные аспекты, которые следует учитывать при строительстве автомобильных дорог и их эксплуатации с целью минимизации экологических рисков.
**Воздействие на качество воздуха**
Строительство и движение транспортных средств имеет прямое влияние на состояние атмосферного воздуха, например:
* *выбросы вредных веществ,* таких как оксиды азота, серы, углерода и мелкой пыли. Это оказывает негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду в виде загрязнения воздуха;
* *шум от движения транспорта.* Шум от автомобилей вызывает негативные последствия для окружающей среды и здоровья людей, такие как повышение кровяного давления, снижение иммунитета, нарушения сна и стресс.
* Кроме того, автотранспорт является одним из значимых источников выбросов парниковых газов, таких как углекислый газ и метан, что ведёт к изменению климата и повышению среднегодовой температуры.
**Потребление ресурсов**
Автомобильные дороги, особенно с интенсивным движением, требуют значительных ресурсов для строительства и поддержания в рабочем состоянии. Потребление этих ресурсов может включать:
* воду для орошения, приготовления бетона, а также смыва пыли на дорогах с твёрдым покрытием;
* топливо для автотранспорта, задействованного в строительстве и обслуживании дорог, а также личного транспорта работников;
* энергию для освещения, отопления и работы механического оборудования. Сюда же можно отнести выработку энергии от вредных выбросов в атмосферу для производства электроэнергии, потребной для функционирования строительных машин и оборудования.
Указанные ресурсы являются невосполнимыми, а именно – дорожное покрытие требует долговременной реконструкции и нередко устранения дефектов, включая разрытие асфальта, ремонт деформационных швов и устранение колейности.
Использование более энергоэффективного оборудования и оптимизация производственных процессов помогут снизить потребление ресурсов.
**Влияние на грунтовые воды и почву**
В процессе строительства дорожного полотна и земляных работ могут появляться отходы и загрязнения. Они могут проникать в грунтовые воды через почву, влияя на её качество и доступность для использования человеком. Прямым следствием является снижение качества подземных вод.
Кроме того, дорожные работы нередко ведут к ухудшению свойств почвы, потери полезной площади земель под выемки, а также уплотнению почвы проходящим транспортом.
Мелиоративные мероприятия, включая озеленение вдоль трасс, могут минимизировать негативное воздействие.
Предотвращение этих последствий предполагает учёт экологических аспектов уже на ранних этапах проектирования и строительства автомобильных дорог, а после ввода в эксплуатацию – использовании профилактических мер по уходу за дорожной полосой и использованию устойчивых к безремонтным нагрузкам материалов, уменьшающих потребность в ремонте и замене.
Важно отметить, что экологические аспекты относятся к вопросам, которые актуальны не только на этапе непосредственного строительства, но и при проектировании и контроле за дальнейшей эксплуатацией автомобильных дорог. К таким аспектам можно отнести, в том числе, использование экологически чистых материалов и контроль за соблюдением правил по утилизации производственных отходов с целью снижения негативного влияния на окружающую среду.
Понимание и учёт данных аспектов при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог имеет множество положительных последствий для сохранения и улучшения экологической ситуации на нашей планете, а использование энергосберегающих технологий в работе поможет сохранить невозобновляемые природные ресурсы.