Проблемы эксплуатации автомобильных дорог в России и мире

Проблемы эксплуатации автомобильных дорог в России и мире Автомобильные дороги. Блог

Проблемы эксплуатации автомобильных дорог в России и Мире

**Состояние автомобильных дорог** — важный показатель развития инфраструктуры государства или региона. Оно оказывает большое влияние на экономику страны, жизнь населения, а также международные связи.

По данным [1] **дороги России занимают только 82 место в мире по качеству покрытия**. В рейтинге учитывались такие факторы, как число и состояние дорожного полотна. Самому высокому баллу соответствует первая строчка рейтинга.
В 2023 году эксперты из **World Paving Index** обновили рейтинг качества дорог. Из 170 стран Российская Федерация перешла на **100 место**, что является положительной тенденцией [2].

Исследования качества дорог показало, что в городе хорошее состояние асфальта на 50% дорог, а в сёлах ещё меньше. В части российских регионов этот показатель крайне мал, например, в Республике Алтай и Тыве он составляет менее 15% [3].
Развитие дорожной сети продолжается, однако есть проблемы с **техникой и кадрами**: не хватает технологичных машин и квалифицированных специалистов.
Эксперты выделяют следующие проблемы, связанные с эксплуатацией дорог в Российской Федерации:
1. **Некачественные дороги**. Строители используют материал низкого качества при создании дорожного покрытия, а дорожное полотно не ремонтируется вовремя. Это связано с отсутствием контроля со стороны государства.

2. **Высокая стоимость ремонта и строительства**. Требуется высокий уровень финансирования, однако осуществление затрат не всегда рационально. Ситуация связана с долгими сроками окупаемости.
3. **Недостатки в законодательстве**. Отсутствие регламентирования требований к длительности использования дорожного покрытия приводит к его ускоренному разрушению. Дорожное покрытие служит меньше положенного срока из-за большой нагрузки на дороги.
4. **Недостаток техники для дорожных работ**. Многие предприятия и организации испытывают нужду в современной дорожной технике. Это ограничивает скорость и качество выполнения работ.
5. **Сезонность**. Дорожные работы часто выполняются в тёплое время года, что осложняет их проведение в холодное время.
6. **Низкий уровень кадров**. Нехватка профессиональных дорожных строителей увеличивает время и стоимость работ, а низкое качество труда снижает надёжность дорожного покрытия.
7. **Доля платных дорог**. Строительство платных трасс приводит к тому, что автомобилисты неохотно пользуются альтернативными дорогами, увеличивая давление на более дорогие участки шоссе. Это может привести к авариям, увеличению расходов и замедлению трафика.
Согласно данным Яндекс.Карт, **в России около 26% дорожной сети — это федеральные трассы и скоростные дороги**, а около 74% — региональные и муниципальные трассы. Из них платных трасс около 1%.
Интересующиеся могут посмотреть раздел с платными трассами на официальном сайте [4].
Однако, недавно была опубликована информация о том, что власти планируют развивать сеть платных шоссе всё больше, дальше анонсировалась возможность выйти на полную коммерциализацию ранее бесплатных магистралей. Срок планируемой реализации таких проектов — **2030 год [5]**.

Среди **проблем эксплуатации дорог**, которые препятствуют безопасной и комфортной езде, можно выделить следующие проблемы:

1. **Недостаточное финансирование**. Часть дорог требует ремонта, но из-за недостатка бюджетных средств ремонт не проводится.
2. Ограничение свободного движения. Скопление автомобилей, аварии и пробки затрудняют движение. Использование устаревшей дорожной инфраструктуры создаёт заторы.
3. Неудачное расположение дорожных знаков. Или отсутствие дорожных знаков в нужных местах может вызвать путаницу у автомобилистов.
4. Недостатки при обслуживании дорог в зимний период. Отсутствие снегоуборочной техники затрудняет передвижение и парковку.
На **качество дорожного покрытия** оказывают влияние различные факторы, такие как климат, состояние почвы, выбор материалов и технологий строительства. Однако **с ростом уровня автомобилизации населения** проблема становится всё более актуальной и требует своевременного внимания со стороны дорожных служб.
Управление дорожным хозяйством включает развитие инфраструктуры, контроль строительства, ремонт и обслуживание дорог. Но экономия на этом объекте инфраструктуры имеет долгосрочные негативные последствия. Вопрос качества дорог касается не только легковых автомобилей граждан, но и общественного транспорта и дорожно-строительных машин, которые выполняют важные задачи для экономики региона.
Проблемы связаны не только с дорожным покрытием, но и с инфраструктурой, которая его обслуживает, а именно с наличием современных **технических средств регулирования движения**, **оборудованием мест парковки**, состоянием и протяжённостью **искусственных сооружений**, а также **содержанием грунтовых дорог и обочин**.

При управлении дорожным фондом государство должно учитывать **положительные внешние эффекты**, то есть пользу, которую приносили бы дороги помимо прямого использования в качестве путей дорожного сообщения. Это является стимулом к развитию инфраструктуры, ведущему к росту туризма, развитию бизнеса и так далее. **Государственные инвестиции в инфраструктуру могут со временем оправдать себя с финансовой точки зрения**. Однако, для этого требуется системный подход, включающий участие всех заинтересованных сторон — инвесторов, государства, участников рынка и общественности.
Говоря о положительном опыте зарубежных стран в улучшении автомобильных дорог, стоит отметить **опыт зарубежных стран**: Колумбия и Бразилия добились впечатляющих успехов в области дорожного строительства с помощью партнёрств с частными компаниями. В частности, создание открытых рынков под государственным контролем в дорожном секторе позволило усилить конкуренцию и снизить затраты, улучшив качество продукции, повысив эффективность работы и снизив цены [6].
Исследование центра Блумберг по уровню развития дорожной инфраструктуры в 21 стране мира за 2019 год привело к любопытному открытию — между интенсивным дорожным развитием и количеством смертей на дорогах нет прямой линейной связи [7]. Основной причиной смерти является игнорирование ПДД водителями, пешеходами и велосипедистами.

Кроме того, несмотря на то, что самым популярным источником информации о неожиданных опасностях на дорогах в 20 странах мира являются предупреждающие дорожные знаки, большинство водителей склонны не обращать внимание на камеры видеосъемки, дорожные службы и информационные экраны [8]. Важной проблемой остаётся недостаток информации с навигаторов и систем автономного вождения. Развитие инфраструктуры и коммуникационных сетей может решить эти проблемы.
Таким образом, улучшение дорожной инфраструктуры с учётом позитивных внешних эффектов может быть эффективным способом развития общества в целом, даже при частичном отрицании линейной корреляции между качеством дорог и последствиями на аварийных участках.

*Список источников:*
[1] Рейтинг качества дорог Numbeo Road Quality Segmentation. Top-5 lowest-scoring countries — 2022 Road Infrastructure Report

[2] World Paving Index, обновлённый рейтинг качества дорог — 3 July 2023

[3] Росстат — Качество дорог в регионах России — 01.08.202*

[4] Трасса Р-254 «Иртыш» — Федеральная автомобильная дорога Р-25«Иртыш». Новая скоростная трасса, участок Тюмень — Тобольск (км 12 — км 290) — Росавтодор

[5] Платные дороги в России «прописаны» законодательно — Автодор — 03.11.2017

[6] Серхио Гавириа ( Sergio Gaviria) Колумбия — Инвестиции в дорожные проекты помогли Колумбии вернуться из отсталости к экономическому успеху. Секрет успеха: стимулировать строительство на частные средства — Восстановительный проект Гарварда — На первой полосе: Гарвардский журнал экономической политики, том 13, номер 1, февраль 1997 г. — Из книги и библиотеки Гарварда

[7] Annenfest & Baye, «Устранение сомнений в инфраструктуре и росте развития»

Sander van den Brink, Пол Е. Нол, Elhanan Knobloch, Stijn S. Jansman, Wouter van Rossem «Дорожная инфраструктура и рост в городских районах: агломерационная динамика»
[8] Никол Пике, Рут Мариано, Филипп Амада, Луис Нуньес, Педро Санчес, Хави Эрнандес, «Транспортная оценка автономных систем вождения и их значение для транспортной политики»

Оцените статью
Мосты и Тоннели Проектный Институт
Добавить комментарий