Экологические вопросы автомобильных дорог
Одним из важных направлений современной урбанистики, наряду с архитектурной, социальной, является экологическая. Высокие темпы автомобилизации и развитие дорожной сети ведут к ухудшению экологической ситуации. *Геоморфологические, гидрогеологические* факторы, *эрозионные процессы* и *неблагоприятные формы рельефа* затрудняют строительство дорог и их эксплуатацию в ущерб окружающей среде и жизнедеятельности населения.
Загрязнение окружающей среды
Дорожное строительство и эксплуатация дорого связаны с большим количеством негативных экологических последствий. *Загрязняющие вещества* оказывают негативное воздействие на окружающую среду, ухудшая её состояние и оказывая влияние на здоровье человека и других живых организмов:
—Загрязнение связано с автомобильными выбросами, включающими частицы пыли, оксиды серы и азота, углеводороды, соединения тяжёлых металлов и органических веществ, а также бактерии, способные вызывать эпидемии.
*Копоть* оседает на поверхности дорог, зданиях, растительности и загрязняет воздух.
Синтетические компоненты асфальтового покрытия дорог при нагреве выделяют вредные для людей и живой природы газы, например, бензол, стирол или формальдегид.
Также транспортное движение вызывает шумовое загрязнение и нарушает естественный *акустический баланс*. Напряжённое автомобильное движение, особенно на городских улицах, создаёт шумные условия, что может привести к повышению уровня стресса у людей и ухудшению их общего здоровья.
Снижение качества жизни населения
*Интенсивность транспортного движения* на загруженных магистралях может значительно ухудшить качество жизни граждан. Это касается не только шума и загрязнения воздуха, но и стресса, создаваемого беспокойством из-за автомобильных пробок, медленным движением и вынужденными остановками на дорогах.
**Кроме того, автомобильные** пробки могут снижать эффективность использования *дорожно-транспортного комплекса*, увеличивает количество выбросов транспортных средств, повышать расход топлива и способствовать неэффективному использованию энергии.
Строительство и обслуживание дорог требует значительных ресурсов и потребление энергетических и водных ресурсов, что имеет последствия для окружающей среды и природных экосистем. Недостаток воды может привести к опустыниванию, например.
Перегрузка дорог транспортом из-за чрезмерного использования личного автомобильного транспорта, без развития общественного транспорта, может вызвать неудобства и даже транспортно-пассажирский коллапс.
При этом собственный транспорт постепенно отказывается приносить экономическую выгоду, теряются все социальные и экологические выгоды от *рационализации автомобильных перевозок*, а увеличивается только экологический вред и инфраструктурный ущерб.
Прокладки новых трасс может задеть заповедные зоны, ценную городскую и сельскую застройку, историко-культурное наследие, природные ландшафты, зоны традиционного отдыха людей — значительные убытки и ущерб, который может превысить исходные экологические затраты.
Для решения экологических проблем автомобильных дорог необходимо формировать и развивать устойчивые транспортные стратегии, учитывающие фактор экологии, предпочтения населения и варианты альтернативы автомобильному личному транспорту, учитывая принципы зелёной урбанистики и устойчивого развития целых территорий. Это поможет снизить влияние транспорта на окружающую среду и улучшить качество жизни населения.