Основные типы покрытий автомобильных дорог.
Автодороги — это важная составляющая транспортной инфраструктуры, поэтому очень важно уделять внимание их качеству и типу используемого покрытия. Существует несколько основных разновидностей таких покрытий, и у каждой из них есть свои особенности.
Асфальтобетонное покрытие
Этот вид покрытия является самым распространённым, особенно в городах и пригородах. Он состоит из смеси песка, щебня, минерального порошка и битума, которую нагревают до 160–180 °C и укладывают в несколько слоёв на заранее подготовленное и выровненное основание из щебня или гравия. После укладки асфальтобетон должен остыть и затвердеть. Это относительно простой и недорогой в укладке вид дорожного покрытия. Однако оно имеет ограниченный срок службы около 10–12 лет, подвержено старению и требует регулярного обслуживания и ремонта.
Асфальтобетонные покрытия бывают нескольких видов:
* **ЩМА — щебёночно-мастичный асфальтобетон**. Отличается от обычного асфальтобетона содержанием более крупных зёрен щебня (до 35 процентов), из-за чего смесь получается жёсткой. Асфальт с такой мастикой — отличный материал для новой запроектированной дороги, так как раствор способствует вылёживанию по формам при укладке и не деформируется после высыхания. Этот тип покрытия может прослужить дольше, чем обычный асфальтобетон.
* **Литой асфальт.** Характеризуется высокими водо- и морозостойкостью, пластичностью и адгезией к поверхности. Его можно укладывать при низких температурах, однако стоимость такого асфальта выше, а монтаж требует специального оборудования.
* **«Холодные» асфальтобетонные смеси.** Их применяют при ямочном ремонте дороге и для укладки на небольших площадях, где применение обычной смеси нецелесообразно. Такой асфальт можно использовать при отрицательных температурах и повышенной влажности — для этого в смеси содержаться добавки для обеспечения сцепления и эластичности.
Цементобетонное покрытие
Цементобетонные автодороги — прочные, долговечные и устойчивые к износу. При соблюдении ряда условий, они могут прослужить более 20 лет без ремонта. Однако такие шоссе требовательны к качеству основания, температурному режиму и методам укладки. Они подвержены образованию трещин при резких перепадах температуры и влажности, а также требуют нанесения защитных покрытий.
Цементобетон становится всё более популярным в последние годы, поскольку позволяет сократить издержки на ремонт и обслуживание дорог. Некоторые страны используют его для строительства скоростных магистралей и автобанов с высокой интенсивностью движения.
По методу укладки различают два вида цементобетонного покрытия:
* Монолитный — готовится прямо на дороге, после чего выравнивается и уплотняется специальными инструментами.
* Сборный — состоит из элементов (плит), которые соединяются между собой на специальном вяжущем составе.
Брусчатое покрытие
Брусчатка — один из наиболее традиционных и исторически важных типов дорожного покрытия. Материал состоит из каменных брусков, изготовленных из натурального камня (например, гранита, песчаника или базальта). Брусчатка укладывается на прочное основание и тщательно уплотняется. Она характеризуется прочностью, стойкостью к истиранию и низким температурным деформациям, но требует тщательного регулярного ухода для поддержания качества.
Брусчатка популярна в странах с давними традициями дорожного строительства и архитектурой. Она часто используется в исторических городах и поселениях, где важна эстетика и традиционный стиль. Брусчаточное покрытие выглядит благородно и дорого и может прослужить многие десятилетия при правильном уходе.
Грунтовое покрытие
Этот тип покрытия практически не применяется на дорогах общего пользования, а чаще всего встречается на просёлочных и сельских дорогах. Грунтовые шоссе состоят из земляного основания, на которое иногда добавляют гравий или щебень для улучшения качества поверхности и уменьшения износа. Дорожное покрытие здесь не укладывается, а, как правило, накатывается самими автомобилями. Оно не затратное, однако быстро изнашивается и требует больших трудозатрат и времени на обслуживание. В наше время грунтовые дороги используют для объезда, например, на период ремонта больших трасс. Часто их даже не асфальтируют, если речь идёт о каких-либо временных разворотных площадках.
**Заключение**
Выбор конкретного типа дорожного покрытия зависит от ряда факторов, таких как интенсивность движения, климатические условия, бюджет, предпочтения населения и другие. Каждый из упомянутых типов покрытия имеет свои плюсы и минусы, и оптимальный выбор может сильно зависеть от конкретной ситуации и условий эксплуатации.