История развития автомобильных дорог и технологий их строительства.
Древние времена и античность
Одна из первых известных систем дорог была создана в Месопотамии во 2 тысячелетии до нашей эры, в эпоху правления Аккадской династии. В Древнем Риме, со времён правления Сервия Туллия, дороги (лат. «итэсседа») разделялись на две категории:
* cursus publicus — дороги государственного значения для передвижения властей;
* viae privatae — дороги местного значения для повседневных поездок граждан.
Римские дороги также отличались хорошим качеством, виадуки обеспечивали возможность пересечения рек и оврагов, а вдоль дорог возводились мильные камни с указанием расстояния до Рима.
В Индии дороги строились в III—I тысячелетиях до нашей эры. Имевшая тогда распространение денежная единица «пай» уплачивалась в качестве дорожного налога, таким образом дороги частично или полностью финансировались за счёт дорожных сборов.
Плиний Старший в своей энциклопедии «Естественная история», написанной в I веке нашей эры описывает множество древних дорог с каменными покрытиями.
Наиболее древними дорогами с покрытием из каменных блоков считаются участки дорог в долине Инда, датируемые III тысячелетием до н. э.
Первые мощеные дороги появились у шумеров, распространившись из Южной Месопотамской области в Центральную Месопотамию, включая Киш, Ниппур и Сиппар, во второй половине четвёртого тысячелетия до нашей эры и позже. Устройство подобных дорог можно найти на аккадских печатях с конца четвёртого тысячелетия.
Во времена астронома Эвдокса Киренского в Древней Греции появляются первые мощёные протяжённые дороги. До нашего времени они не сохранились и о них упоминают только письменные источники. Тем не менее, согласно им, протяжённые мощёные дороги строились по всей территории Греции с начала пятого века до нашей эры до четвёртого века.
Среди греческих дорог наиболее известны дороги Эгины, Коринфа, Сибариса и Трезены.
Также имеются сообщения о римских дорогах в Греции, например, дорога из Пеллы в Филиппы. На ней сохранилась торговая станция с надписью Q. Volusius, которую относят к середине второго века нашей эры.
Итак, начиная с древних времен дороги предназначались для безопасного и удобного перемещения. Некоторые дороги были мощеными для защиты от осадков и улучшения сцепления. Мощение дорог было дорогостоящим, но обеспечивало большую сохранность дорог и перевозки грузов.
Средние века
Начало строительных работ связывают с Октавианом Августом — первым римским императором. Протяжённость построенных дорог во время его правления составила около 300 000