История развития автомобильных дорог мира и России
История **автомобильных дорог** берёт своё начало в XIX веке, когда в 1761 году француз Николя-Жозеф Кюньо создал первый автомобиль с паровым двигателем, а в середине века появились моторные коляски. Первые дороги были грунтовыми, они соединяли промышленные города и крупные сёла, но поначалу автомобилей было немного и дороги справлялись со своей основной задачей — предоставляли путь для передвижения.
Ситуация изменилась в начале XX века, когда автомобили стали популярной альтернативой гужевому транспорту. В 1909 году французский генерал Луи Рено впервые продемонстрировал публике свободнонесущий кузов, а практически одновременно в Париже был испытан первый передний приводной автомобиль. Французская армия закупила новые машины и отправила их в колонии для военных нужд, а заодно для демонстраций возможностей автомобиля перед местными вождями племён. Росту популярности автомобилей способствовала также Первая мировая война, которая спровоцировала дефицит гужевого транспорта. Автомобильные компании реагировали на запрос рынка, постоянно улучшая свои разработки. Всё больше дорог было построено именно для автомобильного транспорта.
Однако до Великой Депрессии дороги представляли собой неплотно проложенную щебёночную или булыжную мостовую. Во время Первой мировой войны с 1914 по 1918 год строительство дорог для военных нужд практически прекратилось, поэтому в мире образовалась потребность в прокладке новых дорог. После окончания военных действий правительства многих европейских стран начали активно спонсировать строительство автомагистралей.
При строительстве дорог **в России** в довоенный период применялись различные технологии. Так, **мощёное покрытие** строилось из местных материалов — камня-голыша, щебня или шлака. **Щебёночные дороги** — слои из щебня толщиной до 18 см, обработанные битумом. **Булыжные дороги** использовали обычные булыжные камни неправильной формы. Средняя стоимость строительства одного километра этих покрытий из отечественных материалов обходилась примерно в 40–50 тыс. рублей, а по проектам военного инженера путей сообщения — в 90–130 тыс. рублей.
В послевоенный период оценивалась возможность соединения основных промышленных центров и областных городов автомобильными дорогами с усовершенствованным твёрдым покрытием. Руководством страны даже была принята комплексная программа ускоренного дорожного строительства. В рамках программы автомобильные дороги стали строить в основном из сборных железобетонных конструкций, что удешевляло и ускоряло процесс. Одновременно с этим проводились исследования с целью разработать оптимальный состав асфальтобетона. К 1940 году протяжённость дорог, построенных по усовершенствованным типам покрытий достигла 100 000