История развития автомобильных дорог в мире и в России.
**Автомобильная дорога** — это одна из самых важных инфраструктур в жизни людей. Она появилась в 1914 году в [США], когда [ **Джон Фрэнсис Мюррей**](https://www.google.com/url?client=opera&um=1&q=s%3D1&sa=t&usg=AOvVyYO2U7QTVG3OJHKYvHP8cfayD9MooA) построил первую в истории магистраль с асфальтовым покрытием. Благодаря своим преимуществам — долговечности, прочности и низкой стоимости укладки — такая дорога стала стандартной во всём мире.
Автомобильные дороги сыграли очень значимую роль в развитии экономики ХХ века. Они позволили улучшить мобильность населения, ускорить перевозки грузов, уменьшить стоимость транспортировки товаров, а также способствовали распространению новых технологий и изобретений. Автомобильные дороги стали одной из главных площадок для инноваций и первоначально обслуживались конными транспортными средствами, затем автомобилями и, наконец, превратились в автомагистрали с четырёхполосным движением. Вслед за этим автомагистралями начали пользоваться большегрузные автомобили и автопоезда.
Следующим этапом развития стало появление скоростных автомобильных дорог на основе автомобильных магистралей в [Европе] в 60-е годы прошлого столетия. Скоростные дороги позволили соединить города, значительно уменьшив время поездок между ними. Это также ускорило развитие современной дорожной сети вокруг городов, вызвав быстрый рост населения пригородов. В течение этого времени автомобильные дороги стали важным инструментом экономического роста и интеграции как в Европе, так и во всём мире [1].
В России первые автомобильные дороги появились в конце XIX века. Сначала они были грунтовые. В 1870 году английское акционерное общество построило в стране первую каменную дорогу с покрытием из битума. Построенная дорога имела протяжённость 22 версты (около 23 километров), а шириной была пять с половиной саженей (около одиннадцати метров). В 1920–1940-х годах большое внимание уделялось дорожным работам. Сеть дорог стала более плотной, количество перевезённых грузов и пассажиров значительно возросло, что отразилось на масштабах развития народного хозяйства и росте благосостояния страны.
Автомобильный транспорт стал одним из ведущих среди других видов транспорта. Протяжённость дорог с твёрдым покрытием достигла рекордных значений для дореволюционной России. А к началу Великой Отечественной войны в СССР уже имелось около 100 тысяч километров дорог с асфальтобетонным покрытием [2].
Однако в результате Второй мировой войны протяжённость автомобильных дорог не только не увеличилась, но сократилась, стройки были быстро приостановлены в связи с боевыми действиями. Только после окончания войны дорожные работы были возобновлены с удвоенной энергией. К 1950-м годам дорожная сеть неуклонно расширялась и модернизировалась, что способствовало экономическому восстановлению и дальнейшему развитию страны [3].
Сегодня автомобильные дороги являются незаменимой инфраструктурой в повседневной жизни людей по всему миру. Они обеспечивают удобство передвижения и способствуют экономическому развитию. Постоянное усовершенствование и модернизация автомобильных трасс позволяет путешествовать безопасно, комфортно и результативно.
**Список используемых источников:**
[1] — Википедия. История дорожного строительства в Европе.
[2] — Шильниковская Л.П. Развитие сети автомобильных дорог дореволюционной Росси. Проблемы развития науки и техники. – № 1. — 2021. С 395-397. DOI 10.34114/2686-7932-2020-01-108-124.
[3] — Минигалиев, Г. Г., Истомина С.Ю. Выбор технологии и материала для ремонта и содержания автомобильных дорог. Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2017; 5: 176–181. DOI: 10,12737/article_59313664689ffc30d72a4365.