История развития автомобильных дорог

История развития автомобильных дорог Автомобильные дороги. Блог

История развития автомобильных дорог.
**Вступление**
Этот текст посвящён интересной и важной теме – истории развития автомобильных дорог в мире и в России. Дорожное строительство и использование дорог оказало огромное влияние на развитие человеческой цивилизации. Они способствовали расширению торговли, росту поселений, развитию сельского хозяйства, промышленности и туризма, а также стали одной из предпосылок для научно-технического прогресса. Приведём краткий обзор истории развития автомобильных дорог, начиная с древних времён и заканчивая современностью.

**Первые дороги**
Дорога, как таковая, появилась очень давно. Раскапывать места древних стоянок и поселений археологи начали ещё в XIX веке, и тогда первым своим открытием они посчитали дорогу. Это была тропинка из густо утрамбованной гальки, соединяющая охотничьи угодья и становище – место, где охотники готовились к охоте на млекопитающих.
Ей было около 30 тысяч лет. Было вычислено, что длина тропинки – не менее 20 км, а построена она была только для перемещения. Неизвестно, как именно жители того времени передвигались по твёрдой поверхности **до её появления**, но прогресс был налицо. Без такой тропы охотникам было бы намного труднее выйти на успешную охоту. В этом примере можно увидеть первые черты дорожного строительства: дорога служила определённой цели и была основана на коллективных усилиях.
В Европе и Месопотамии прообразом дорог стали мощёные людские тропы. Их история насчитывает около 13 тысяч лет: следы таких путей были обнаружены в торфяниках Северной Европы, в Японии и Китае (примерно 8500–7500 лет назад), в Месопотамских болотах (7500-6500 гг. до н.э.). Торфяники Северной Европы окончательно сохранили эти следы благодаря недостатку кислорода и воды  — они превратили их в долгоживущие или «молодые окаменелости». Эти дороги-прототипы сильно отличались от современных, потому что служили только одним целям – облегчить передвижение между важными пунктами.
Долгое время для облегчения передвижения люди строили дороги, например:
* Римская империя проложила одну из первых больших дорог

viae – однополосную дорогу высокого качества, которая способствовала быстрому перемещению товаров и легионов;
* греки строили дороги в горах;
* китайские крестьяне строили дороги через долины рек.

**Римские дороги**
Вернёмся же к центральной теме сегодняшнего повествования. Во многих произведениях искусства дорог представлен императорский Рим, но история дорог начинается задолго до империи. Завоевания на рубеже VI-V веков до нашей эры расширили контакты с греками, а рабы и скакуны были мерилом богатства. Империя нуждалась в военных целях и для торговли между отдалёнными друг от друга точками. Прокладывая дороги римляне преследовали, среди прочего, военные и политические цели. С момента создания дорог римская военная элита получила преимущество перед неримскими армиями, так как могла быстрее передвигаться в дальние области и обратно. Кроме воинских задач, **римляне использовали дороги для торговли,** одной из основ процветания государства. Продукты питания перевозили из отдалённых деревень и провинций, что значительно улучшало экономические связи империи. Строя дороги, римляне улучшали условия земледелия, осваивали новые поля, расширяли границы и увеличивали численность населения. Колоссальное строительство дорог рвало границы между провинциями и объединяло империю. Все эти соединения сходились в Риме. До начала империи колея была однонаправленной и удивительно прямой – достижение, которого нелегко достичь. Римские дороги строились с учётом дренажа и приспосабливались к местности, их качественный уровень и структура не имеют аналогов в древнем мире. Конструкция была долговечной, поскольку римские дороги – это удивительное технологическое достижение – авторство оставалось за императором или магистратами. Именно имперские чиновники отвечали за обеспечение дорог дорожным обслуживанием. Строители дорог аккуратно вырубали камни и прокладывали полотно. Вместо щебня или вулканического пепла римские инженеры использовали толчёный кирпич или маленькие круглые булыжники. Крупные булыжники сортировались для выравнивания дороги, а мелкие – подходили для выравнивания и уплотнения основания дороги. Так римляне добились гладкого дорожного покрытия. Наоборот, фундамент был выполнен из неразбиваемого камня — дорогу строили вровень с ландшафтом, поэтому ямы и выбоины были исключены. Stone (камень) – ещё одно решение, которое использовали римляне. Многие дороги обрамляли мелкие камни, которых оказалось достаточно для лучшего сцепления колёс с дорогой и улучшения проходимости в дождливые дни. По ним переправлялись пешеходы, скот, повозки, телеги, гружённые бобами и вином. Благодаря римским дорогам появились большие общественные дороги: * Viae (вела́я) – главная дорога, пересекающая Италию поперек;
* Виа Эмили́я (Via Aemilia) – построенная в 120 году до н. э. Эмилием Павлом, дорога пролегала на север Империи, пересекая Паданскую низменность; * Вино́л (viae publicae) – дорога, расширенная до трёх полос с правильной разметкой, поддерживаемая государством и интенсивно используемая для важных общественных перевозок; * Виа Фла́вия (Via Flavia) – проложенная императором Веспасианом (современник Иисуса Христа – 69-79 гг. н. э.), имеет протяжённость около 640 км между Афинами и Большим Дидимсом, чтобы связать восток с Римом.
Примерно в это же время родилась первая концепция трудных и опасных мест. У среднего камня дороги в Темпсских горах во Фламиние тянется вперёд знаменательная надпись: *ITALICO QUAE ITALICA GENTE POST DEDEFINIVM / IMMUTAT VIAE «Италийская дорога, изменённая после битвы при Теламоне самими же италийцами».* Тем самым римляне проложили путь по самому трудному маршруту, отрезав тем самым Рим от только что завоёванного региона, который позже служил им военной базой для вторжения в Этрурию.
Завоевание Римом обширных территорий внесло огромный вклад в развитие дорожного строительства, особенно в Италии, где дороги играли ключевую роль в перемещении войск, товаров и идей.

Мы рассмотрели период с неолита до времен Римской империи, когда дороги постепенно стали приобретать современные очертания в виде мощеного пути, проложив путь к новой эпохе развития.
**Средние века**
Спустя некоторое время после падения Рима (менее чем через 50 лет после его основания) дороги оказались заброшенными, малоиспользуемыми, отмененными и усеянными камнями преткновения. Однако исключение составляют торговые пути Италии вдоль побережья Адриатического моря. Весь период между Римом и варварством отмечен богатыми традициями дорожного строительства. Трасс со средневековья до итальянской кампании Наполеона. Террасы из камней и древесины, направленные дрены – основные типы дорог для караванных путей. Но дороги не перестают появляться, добавляются новые ветки к коридору По-Романче, улучшается и упорядочивается большая часть дорог Ломбардии. Решающее значение для итальянской экономики имеет строительство Коридора Эмилия Галлиани, расположенного в шестнадцатом веке. Коридор был разработан для экономических благ Италии и требует внимания инвесторов. В 1173 году Папа Римский Александр III стал инициатором новых дорожных маршрутов, которые облегчили конфликт между баронами. Его преемник Луций III развил идеи своего предшественника и этим проложил путь к появлению новой системы, основанной на конкурирующих дорогах, которые имели религиозные и экономические последствия. К этому моменту, однако, дороги были мало спроектированы, предназначались только для транспортировки, не имея стандартизированного шаблона. Таким образом, стоит отметить, что это были времена, когда Римское право зарождалось в недрах папской среды.
Деление на хорошие и плохие дороги всё ещё означало деление на быстро развивающиеся и отстающие города. Несмотря на неудобства и многочисленные опасности, Италия имела солидное транспортное сообщение. Не хватало лишь дорожного строительства, предназначенного для общего блага. Городам причинялись огромные потери, города блокировались, а экономика страдала от разгула бандитов. Видимо, орден рыцарей проникся этой же проблемой, действуя от имени Папы в истреблении разбойников в лесах Умбрии, сохраняя дороги свободными для своих собственных целей.
Отмечен период ранней манеры оформления. Формируется законченный вид дороги как чертежа на пласте из глины, который нельзя игнорировать, а сам лавинный поток уже делает свой осмотр лишним. Лёгкий успех действовал как побуждение к упорядочению, за которым последовала эпопея инженерного искусства. Время породило миллионные завалы и заваленные дороги, поручило большое искажение древних моделей в пользу прямых маршрутов. Сам регресс приносил пользу обществу и создал оптимальные условия для укрепления сельского хозяйства. Законы, изданные Ферранте, охватывающие строительство дорог, принятие данного Королевства арагонского закона о строительстве дорог. Королевский указ уполномочивал магистратов продолжать это строительство, назначая им соответствующих служащих. Эти службы контролировали прокладку дорог и мостов. Указы короля Фердинанда Неаполитанского гарантировали установление дорожных знаков вдоль дорог, обеспечение измерений и подготовленных переузлов, а не исключали из этого процесса магистраты.
Буржуазия теперь берет верх, создавая дороги общего интереса, освобождая тем самым местные власти от участия в деле, связанном с большим расходом. Вот почему дороги становятся собственностью государства и включаются в систему государственных налогов. Инициатива исходит от монферрато: почти одновременно строятся дороги (длина 25 миль) между Пиаченцей и Гаварино и от нижегородской Прагги до Кастильоне

Оцените статью
Мосты и Тоннели Проектный Институт
Добавить комментарий