История развития автомобильных дорог.
Появление первых дорог, которые можно считать прообразами современных автомобильных путей сообщения, связывают с простейшими путями перемещения римлян к важнейшим городам и провинциям во времена Империи. Именно в Древнем Риме дороги, выложенные камнем, начали выполнять помимо военных и торговых также и гражданские функции.
В раннем средневековье римские дороги разрушались из-за военных походов и иных действий, а уже в XIX веке возникла острая необходимость в создании развитой дорожной сети, которая должна была соединить центры торговли, города и провинции, способствовать развитию инфраструктуры страны. Тогда начали появляться первые дороги общего пользования, построенные по большей части за счёт государства и доступные гражданам и торговым караванам.
Первые прототипы современных междугородных шоссе появились в Европе в 1820–1830-х годах, когда в Англии началась промышленная революция. Тогда же появились и первые признаки стандартизации дорожных работ: проекты разрабатывались с применением циркуля и линейки, а размеры дорожных укреплений регламентировались, чтобы обеспечить удобство и безопасность передвижения.
Таким образом, начиная с 1930-годов автомобилизация населения начала увеличиваться, и дорожные работы стали более сложными и затратными, включая многочисленные инженерные проекты, строительство новых дорог и покрытие их асфальтом и другими материалами. Уже к началу XX века автомобильное движение начало оказывать всё более значительное воздействие на автомобильные дороги, и, соответственно, дорожные работы и развитие автомобильных дорог стали играть всё более важную роль.
С каждым годом увеличивалось количество автомобилей на дорогах: вместе с ростом городского населения происходили урбанизация, индустриализация и автомобилизация. Потребность в более качественных дорогах становилась всё актуальнее. Местная и государственная политика и политические решения оказали ключевое влияние на государственное финансирование дорожного строительства.
Потребность в улучшении качества дорог не отставала от роста автомобильного транспорта. Это подтолкнуло к созданию асфальтобетонного дорожного покрытия, которое представляет собой смесь горячего битума, щебня, песка и минерального порошка. Покрытие, хорошо подходящее для колеи от тяжёлых транспортных средств, стало идеальным материалом для улучшения дорог по всей Европе, что привело к росту инфраструктурных проектов, ещё в большей степени способствующих движению на шоссе. Данное дорожное покрытие остаётся актуальным и в наши дни.
После Второй мировой войны дорожные работы в некотором роде пересмотрели приоритеты строительства и вкладывания ресурсов: упор делался уже на массовые сети скоростных дорог в масштабах целых государств, соединяющих административные центры и крупные города. В Европейских странах началась так называемая автомобильная экспансия. Автомобилизация населения достигла значительных темпов. Такая концентрация интересов и ресурсов на работах, связанных с дорогами, приводила к развитию автомобильных сетей по всей Европе и по всему миру.
Всё это привело к образованию Министерства автомобильных дорог во многих странах мира (особенно в таких как СССР и СФРЮ), а также способствовало формированию общенациональных планов дорожного строительства, федеральных и государственных дорожных служб и специализированных проектных институтов, в том числе предприятий по производству дорожно-строительной техники, битумов, минеральных порошков и щебней. Дорожные работы стали крупнейшей индустрией на континенте. С течением времени появились новые технологии и материалы для удобного и надёжного дорожного строительства.
Во второй половине XX века дорожное строительство сконцентрировалось на улучшении дорог посредством внедрения новых технологий, таких как бетонные дорожные плиты и слои износа, специальные материалы и асфальтовые смеси. Благодаря этому усовершенствовались строительство мостов, дамб, водопропускных труб и путепроводов, дренаж, водоотвод, покрытие трещин и защита от шума. Использование геосинтетики повлияло также на улучшение рабочих характеристик и внешний вид дорог со слоем износа. С конца 1990-ых годов началось активное изготовление асфальтовых смесей с использованием модифицированных битумов и полимеров.
Сегодня автомобильные дороги всё ещё играют ключевую роль в экономической и социальной жизни общества. По территории России проходит порядка 1,5 млн км автомобильных дорог, причём значительная их часть имеет усовершенствованное покрытие. Это в значительной мере упрощает как межрегиональные, так и международные перевозки грузов и пассажиров.
Если представить историю развития автомобильных дорог как историческую хронику, то она состоит из множества этапов: от древних римских дорог из камня до современных автомагистралей, от грубых внутренних дорог до асфальтовых покрытий с нанесённой дорожной разметкой, от произведения инженерной мысли, осуществляемой вручную, которую, во многом благодаря промышленности, успешно заменяет автоматизированное строительство. И хотя каждый этап автомобильной истории дорог может отражать определённую сложность – техническую, организационную, экономическую или социальную – именно благодаря дорогам наша цивилизация продолжает развиваться.