История развития автомобильных дорог
С древних времён человечество искало способы облегчить передвижение по земле. Необходимость перевозить людей и грузы была всегда. Когда первые дороги появились на заре человеческой цивилизации — точно сказать невозможно.
Известно, что дороги активно использовались ещё в Древнем Риме и Ассирии. Они служили для военных целей — переправы армии и странствия торговых миссий. Дорожное полотно строили из простейших материалов — утрамбованной земли или камня. Некоторые участки, например в военных укреплённых пунктах, выкладывали булыжником. Грунт уплотняли повозками, примитивными колёсами-катками. Смягчить неровности пути помогали дёрн, соломенные маты или песчаная подсыпка.
В Средние века дороги стали значимой частью жизни людей, поскольку значительно способствовали развитию торговли. По дорогам с наступлением тепла отправлялись обозы купцов из города в город, а зимой — к замерзшим рекам и морям. Известны документы, подтверждающие наличие колёс от телег, найденных при археологических раскопках в поселениях X века на территории современной России. Их и сейчас определяют как «гусеницы от повозок», на которых перевозили грузы и путешественников.
До изобретения **парового двигателя** на дорогах преобладал гужевой транспорт. Но когда тягачи с лошадьми, ослами и мулами взяли на себя львиную долю перевозок грузов, потребовались новые дороги в неразведанных местностях Африки, Азии, Америки. А там, где местность уже была изрезана дорогами, их надо было подновлять и держать в порядке.
К середине XIX века дорожный вопрос встал настолько остро, что исследователи во многих странах занялись изучением прочности и долговечности дорожного полотна. Оказалось, что основной враг дорожного покрытия — вода. При таянии снегов и во время дождей почва размывалась, и тогда грунт проседал, образуя ямы. Уголь тоже вредил грунтовым дорогам. Именно в то время зарождаются идеи о необходимости строить дороги из долговечных материалов. Во Франции проводили исследования прочности **гравия**. В Британии проверяли долговечность местных **сланцев**.
Продолжалось изучение способов улучшить качество дорожного покрытия в разных условиях. Деревянные дороги, полотном которых служило стёсанное бревно, сменялись каменными мостовыми. Выявили ряд достоинств и недостатков у каждого из этих видов дорог. К началу XX века сформировалось понимание, какие материалы могут быть использованы для дорог, и поиск технологий их обработки для увеличения сроков службы.
Развитие **автомобильного транспорта** и **автомобилестроения** подтолкнуло к строительству длинных дорог с твёрдым покрытием. Первые асфальтовые дороги в России появились ещё до революции в 1908 году. Но строительство качественных шоссе в это время осуществлялось медленно и было дорогостоящим мероприятием. В СССР дороги были плохо оборудованы, поэтому в послевоенные годы правительство приняло решение об использовании тяжёлой военной техники для крупных строительных работ по восстановлению и прокладке дорог из бетонных плит.
Современные дороги продолжают совершенствоваться. Сегодня есть много различных материалов для дорожного покрытия. Каждый из них несёт свои особенные свойства, в связи с чем финальный выбор за инженерами дорожно-строительной отрасли.
Можно сказать, что автомобильные дороги прошли длительный и непростой путь. Совершенствование дорожного строительства было связано с улучшением способов укрепления дорожного полотна, продлевающего сроки его службы, возможностей передвижения транспорта и, конечно, с ускорением темпов передвижения людей и грузов.