Загрязнение окружающей среды автомобильными дорогами
Ежедневно дорожное движение приносит нашей планете большое количество проблем. Транспортные средства выделяют выхлопные газы, при строительстве и ремонте дорог используются токсичные химические вещества, происходят дорожно-транспортные происшествия, в результате которых гибнут и получают травмы люди. Всё это влияет на окружающую среду и здоровье населения.
Выхлопные газы
Выхлопные газы транспорта содержат множество вредных веществ, таких как оксиды азота, монооксид углерода, углеводороды, диоксид серы, бензапирен и другие. Эти вещества вызывают серьёзные экологические проблемы. Вдыхание загрязнённого воздуха повышает риск развития сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, а также рака лёгких.
По данным ВОЗ, загрязнение воздуха является причиной преждевременной смерти около 7 миллионов человек ежегодно из-за сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта и рака.
Для снижения концентрации вредных примесей в выхлопных газах автомобилей используются различные технологии: каталитическая очистка, системы нейтрализации, фильтры твёрдых частиц и сажи, сажевые фильтры и адсорбционные системы. Эти технологии постоянно совершенствуются.
Например, в целом ряде стран уже применяются стандарты EURO для уменьшения концентрации выбросов вредных газов и частиц автомобилями, а некоторые европейские страны обязуются полностью отказаться от машин с дизельным двигателем. Кроме того, разрабатываются нормы ограничения скорости движения транспорта на городских дорогах и нормативы допустимого уровня шума.
Запрещены или ограничены некоторые виды топлива, такие как этилированный бензин с высоким содержанием свинца.
Загрязнение поверхности воды и почвы
В процессе строительства дорожной инфраструктуры в нашу планету закапывается большое количество различных строительных материалов, включая щебень, песок, гравий, битум, химические реагенты. При этом происходит нарушение целостности подземных водоносных слоёв и разрушение почвенного покрова, что приводит к загрязнению почвы и грунтовых вод. Попадая в реки и моря, грунтовые воды с растворёнными в них токсичными веществами ухудшают экосистему и оказывают негативное воздействие на живые организмы. Это затрудняет очищение этими же реками и морями почв и грунтов, на которых располагаются автомобильные дороги.
Вода из загрязнённых источников может также использоваться в тепловых системах дорожного хозяйства. По данным за 2019 год, дорожные строители использовали 58 931 млн м³ воды, из которых отфильтровано только 7374 млн м³. Таким образом, миллионы галлонов неочищенной воды каждый год расходуются из рек и загрязняют водные системы.
Чтобы снизить негативное влияние строительства и ремонта дорог на водные ресурсы, необходимо уделять внимание использованию чистой воды и правильному её отведению и очистке. Также важно применять технологии для сбора и утилизации опасных загрязнителей, извлекаемых из грунта при строительстве.
ДТП
Аварии на дорогах – ещё одна серьёзная проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. В результате дорожно-транспортных происшествий могут происходить возгорания, высвобождение вредных химических соединений из покрышек и аккумуляторов автомобилей. Возможны утечки топлива из разрушившихся механизмов автомобилей или перевозимых грузов. Эти процессы приводят к загрязнению атмосферы и почвы, нанося ущерб флоре и фауне.
Снизить риск ДТП на дорогах могут помочь различные инфраструктурные нововведения. Например, улучшение дорожного покрытия, установка освещения и дорожных знаков, предотвращение заторов, ограничение скорости на опасных участках дорог и обеспечение безопасности водителей и пассажиров могут значительно уменьшить риск возникновения аварий и их негативных последствий.
Также важно проводить пропаганду безопасности дорожного движения, чтобы водители и пешеходы соблюдали правила дорожного движения и придерживались безопасных привычек вождения.
Следует учитывать и роль дорожной инфраструктуры, так как плохое состояние дорог с ямами, выбоинами и неровностями усиливает риск аварий. Необходимо проводить регулярный ремонт и обслуживание дорог, обеспечивая их устойчивость, безопасность и соответствие стандартам дорожного движения.
Благодаря этим и другим мерам можно существенно снизить риски и негативные последствия ДТП.